Четверг, 22 февраля, 2024

Печальная судьба херсонского миноносца

В начале 20 века херсонский комитет по усилению военного флота призывал граждан делать добровольные пожертвования. Все собранные деньги были вложены в строительство боевых кораблей. Благодаря этому комитет каждый год пополнял флот новыми, усовершенствованными суднами. Подробнее о разработке и строительстве военных кораблей, читайте далее на kherson-future.com.ua.

С чего все начиналось?

В период с 1905 по 1907 год комитетом было возведено и сдано в использование более 20 военных корабля и 3 подводные лодки. Первым боевым судном, которое создали в Херсоне, был «Новик». Поле проведения испытаний судна, комитет создал специальные, технические условия, по которым строительство миноносцев такого типа осуществляли на небольших заводах. Сборку военных кораблей для Черноморского флота устроили неподалеку от места их будущей службы. Для этого был выбран херсонский завод Вадона, сообщается на сайте http://mycity.kherson.ua/.

Быстрое строительство

Мощностей для строительства миноносцев на заводе Вадона не хватало. В связи с этим Вадон подал зяву в Городскую думу, в ней он просил арендовать пустынный берег Карантинного острова. Весной 1913 года в Херсон водным путем отправили оборудование для оснащения миноносца под названием «Счастливый». Осенью 1913 года на новой судоверфи Вадона заложили корпуса «Счастливого», «Скорого».

Строительство велось довольно быстрыми темпами, в начале марта 1914 года на воду пустили первый херсонский миноносец «Счастливый». Далее состоялись ходовые испытания и летом 1915 года в разгар боевых действий на Черном море 3 херсонских корабля вошли в минную бригаду Черноморского флота. Благодаря нашим миноносцам удалось одержать несколько побед над немецко-турецким флотом в Первой мировой войне.

Последняя война

У 1917 году, когда происходила революция,  миноносцы «Быстрый», «Счастливый» захватили немцы и отправили в Севастополь. Через 6 месяцев революция началась в Германии, оккупанты отправились на Родину, оставив пленные корабли англо-американцам.

В 1920 году, когда белогвардейцы с иностранными союзниками уходили из Крыма, они забрали с собой в Константинополь весь флот, в том числе и херсонские миноносцы. Оттуда корабли перевели на базу Бизерта в Тунисе. Когда происходила буксировка, начался сильный шторм, «Счастливый» затонул в Эгейском море. В Севастополе остался «Быстрый», который подорвался на мине и был затоплен.

В 1923 году корабль «Быстрый» подняли со дна и отбуксировали в Николаев. Там его восстановили. В 1927 году судно отнесли к дивизиону эскадренных миноносцев. В этот период кораблю дали новое название «Фрунзе».

Более 14 лет в составе Черноморского флота миноносец «Фрунзе» охранял берега нашей страны. С дружескими визитами заходил к берегам Турции, Балканского полуострова. В годы Второй мировой войны во время оккупации немцами Одессы, «Фрунзе» отправился на помощь городу.

Сразу после прибытия он вступил в бой, вел беспощадный огонь по противнику. В августе 1941 года несколько судов вместе с «Фрунзе» легко уничтожили батарею противника неподалеку села Новое. Во время боя снаряд врага попал в корабль. Из-за этого в районе машинного отделения образовалась большая пробоина. Впрочем, взрыв вовсе не нарушил механизмы корабля и не вывел его из боя. Поврежденное судно осталось серьезной боевой единицей.

История легендарного судна спроектированного и возведенного в Херсоне закончилась 22 сентября 1941 года в районе Тендровской косы. Корабль атаковали немецкие бомбардировщики. Взрыв уничтожил ходовой мост, был убит капитан корабля. 

После прямого попадания, корабль резко потерял скорость, экипаж смог вывести судно на мелководье Тендровской косы. На борту было 110 членов экипажа, выжила половина. В октябре 1941 года затонувший миноносец «Фрунзе» был исключен из состава Военно-Морского флота.

Осенью 1971 года в честь 30-ти летия гибели судна, энтузиастами николаевского клуба подводного поиска «Садко» был установлен на берегу Тендровской косы памятник. Большой, семи метровый шпиль с бронзовой звездой напоминает отважные бои херсонского корабля.

Latest Posts

.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.