Суббота, 27 апреля, 2024

Как передвигались горожане по Херсону в 19-20 веке?

Пассажирские перевозки в Херсоне были популярными с момента основания города. Люди активно пользовались услугами извозчиков, и готовы были платить большие деньги, лишь бы добраться в нужное место. На чем, каким образом, передвигались горожане по Херсону в 19-20 веке, читайте далее на kherson-future.com.ua.

Без проблем не обошлось

По состоянию на 1920 год самыми популярными были конные перевозки. Хоть и не совершенные, однако позволяли людям добираться вовремя на встречи, работу.

Согласно переписи населения за 1910 год в Херсоне и пригородных хуторах жило более 90000 человек. Для обслуживания людей на городской легковой бирже в том году было зарегистрировано 50 фаэтонов, 2 пароконные и 150 одноконных бричек. Это очень малый показатель. Хотя здесь нужно принять во внимание, что незначительный процент населения, преимущественно люди среднего и высокого достатка пользовались городским легковым транспортом. Остальные граждане ходили пешком.

В небольшом Херсоне работа извозчика была прибыльной, которая приносила в городскую казну неплохие средства. По расчетам, представленным в городскую думу гласным Рябковым, каждый фаэтон приносил хозяину 3 рубля в день, бричка — 1,5 рубля. За вычетом расходов на кормление лошадей, содержание, плата таксы в казну, этих денег на жизнь не хватало.

В 1910 году извозчикам дали приказ ждать своих клиентов в определенных установленных городской управой местах. Таких стоянок на самом деле в Херсоне было немного. Для пассажиров, это было совсем не выгодно, ведь им нужно было добраться самостоятельно до стоянки экипажей или отправлять посыльного за извозчиком.

Впрочем, это были лишь малые неудобства. Из-за скопления на маленькой площади нескольких десятков лошадей на улицах города стоял неприятный запах. Единственным плюсом этой транспортной «сети» было то, что приезжие в город, которые совсем не ориентировались в местности, легко находили стоянку по запаху. Самая большая стоянка извозчиков в Херсоне располагалась неподалеку от городского театра.

Лучшего желала и техническая сторона наемных экипажей. В отличие от Одессы или Николаева, где благодаря кредитам городских управлений, извозчики использовали в работе здоровых лошадей, в Херсоне было хуже. Брички очень тарахтели во время езды, стоял неистовый гул, лошади были слишком худые, едва тянули брички с пассажирами, неопрятные извозчики. Таким было настоящее лицо первого легкового промысла Херсона, сообщается на сайте http://mycity.kherson.ua/.

Потребность в изменениях

Городская управа прикладывала усилия по улучшению дел. Правда не всегда получалось, как хотелось. Главными исполнителями приказов управы были городские полицейские. Они вели пристальный надзор за техническим состоянием экипажей, внешним видом извозчиков, взимали налоги по установленной таксе.

Каждая бричка, фаэтон должны были зарегистрироваться на городской легковой бирже. После этого, выдавался личный номер, который наносили красной краской на заднюю спинку экипажа. Слева от номера размещали специальный знак созданный из металла, он подтверждал, что извозчик имеет принадлежность к бирже, а значит, работает легально.

По заметному номеру можно было легко найти нарушителя. Дважды в год полицейские проводили технические осмотры, о них заранее предупреждали через городскую газету. Обычно «городские таксисты» старались избежать осмотров. На это было много причин. Например, если оказывалось, что бричка неисправна, или извозчик не соблюдает правила вождения, у него отбирали книжки, без которых работа была невозможной.

Велика вероятность, что такое строгое отношение полицейских повлияло на сокращение парка легковых извозчиков. По состоянию на 1909 год на бирже осталось лишь 200 бричек, через год — 150. Чтобы не мозолить глаза полицейским, многие извозчики работали ночью. Тогда и такса за проезд была выше, чем днем.

В 1910 году городской управой был разработан проект, которым предлагали разделить извозчиков на 2 категории. В первую попадали те, кто имел здоровых, выносливых лошадей, исправные экипажи. Во вторую, те, которые имели проблемы.

Просуществовали извозчики до 1930 года. Потом их заменили автобусы.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.