Суббота, 27 апреля, 2024

Всего один час или, как на херсонских улицах появился первый автомобиль

В 1901 году в Херсоне единственным транспортным средством были извозчики, а сам город пребывал в транспортной изоляции относительно других населенных пунктов. В один из дней того самого года патриархальную тишину губернского города нарушили грохот мотора, скрежет пружин, колес и прочих деталей. Больше на kherson-future.com.ua.

Чудо-машина на пыльных улицах

Фото с сайта

На улицы Херсон въехало транспортное средство, лишенное привычной конной тяги. За рулем авто сидел, ни много, ни мало, городской голова соседнего Николаева Леонтович. Основной целью поездки стало ознакомление с возможностями автомобиля, а также проверка его способности перемещения по грунтовым дорогам Херсонщины.

Необычный визит чиновника не остался вне взглядов местной прессы. В отличие от транспорта, она была развита лучше. Это событие было освещено в газете “Югъ”, которая на тот момент была серьезным конкурентом официальным “Губернским ведомостям”.

Любопытные журналисты (без этого качества нельзя никак) узнали, что Николая Леонтович в поездке сопровождают инженер фабрики “Кудель и Ко” в Аахене (Германия, оттуда происходил наш автомобиль) Варфоломеев, монтер одесского склада германской компании Байзарт.

Присутствие на дорожных испытаниях специалистов фирмы-изготовителя и поставщика авто вполне оправданно — на сложных дорогах нашего края могла произойти любая неприятность.

Путь из Николаева в Херсон занял у водителя три часа с учетом того, что он дважды останавливался в дороге, чтобы наполнить котел водой. В городе авто известного гостя пробыла не более часа.

Фердинанд Цорн: от велосипеда к автомобилю

В вопросе первого появления в Херсоне автомобиля обращает на себя внимание личность еще одного человека. Это был известный в истории Херсонской губернии Фердинанд Адольфович Цорн. К 1910-м годам его имя было известно уже на территории почти всей империи. На момент приезда в Херсон городского головы г. Николаева он был владелец одесского торгового склада, через который был куплен автомобиль фирмы “Кудель”. 

В свое время Цорн унаследовал бизнес отца, который занимался производством и продажей. В 1900 году он открыл свое предприятие, которое занималось поставкой автомобилей в разные губернии, а также производило ремонт и наладку узлов и механизмов.

В 1912-м успешный и грамотный предприниматель получил предложение занять должность директора представительства извест­ной немецкой автофирмы “Бенц” в Одессе. деятельность одесского представительства солидной немецкой фирмы постепенно распространилась на всю губернию, а потом — дальше. Из года в года дело процветало, пока не наступил 1917 год и с его бесконечными потрясениями, нестабильностью и двумя революциями.

В дальнейшем бизнесмен Ф. Цорн часто бывал в Херсоне, в частности во время автогонок, которые стали весьма популярными в 1910-х годах. 

Наконец, в 1913 году имя Ф.А. Цорна была включено в престижное книжное издание, посвященное 300-летию правления дома Романовых. 

Через короткий промежуток времени автомобилями обзавелись состоятельніе херсонцы, в числе которых был Городской голова Иван Волохин.

Подводя итог появлению рассказу о том, как жители Херсона стали свидетелями посещения их города чудо-машиной, хочется привести одну параллель с миром художественного кино. Каждый раз въезд таинственного транспорта на четырех колесах сопровождается клубами пыли, возгласами удивленного и напуганного населения.

Сравнивая события романа с тем, что произошло в Херсоне в 1901 году, можно отметить еще одну деталь. Экипаж “Антилопы” выдает себя за головной автомобиль автопробега. Мы уже знаем, что Херсон был одним из пунктов, в которых останавливались участники гонок в 1910-х годах.    

Не известно, ориентировались на Херсон авторы романа, но картины прибытия авто Козлевича и приезд в Херсон Николая Леонтовича имеют очень много смежных черт. Похожи между собой и автопробеги вдоль Черного моря и то, о чем писали И. Ильф и Е. Петров. 

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.