В 1901 году в Херсоне единственным транспортным средством были извозчики, а сам город пребывал в транспортной изоляции относительно других населенных пунктов. В один из дней того самого года патриархальную тишину губернского города нарушили грохот мотора, скрежет пружин, колес и прочих деталей. Больше на kherson-future.com.ua.
Чудо-машина на пыльных улицах
На улицы Херсон въехало транспортное средство, лишенное привычной конной тяги. За рулем авто сидел, ни много, ни мало, городской голова соседнего Николаева Леонтович. Основной целью поездки стало ознакомление с возможностями автомобиля, а также проверка его способности перемещения по грунтовым дорогам Херсонщины.
Необычный визит чиновника не остался вне взглядов местной прессы. В отличие от транспорта, она была развита лучше. Это событие было освещено в газете “Югъ”, которая на тот момент была серьезным конкурентом официальным “Губернским ведомостям”.
Любопытные журналисты (без этого качества нельзя никак) узнали, что Николая Леонтович в поездке сопровождают инженер фабрики “Кудель и Ко” в Аахене (Германия, оттуда происходил наш автомобиль) Варфоломеев, монтер одесского склада германской компании Байзарт.
Присутствие на дорожных испытаниях специалистов фирмы-изготовителя и поставщика авто вполне оправданно — на сложных дорогах нашего края могла произойти любая неприятность.
Путь из Николаева в Херсон занял у водителя три часа с учетом того, что он дважды останавливался в дороге, чтобы наполнить котел водой. В городе авто известного гостя пробыла не более часа.
Фердинанд Цорн: от велосипеда к автомобилю
В вопросе первого появления в Херсоне автомобиля обращает на себя внимание личность еще одного человека. Это был известный в истории Херсонской губернии Фердинанд Адольфович Цорн. К 1910-м годам его имя было известно уже на территории почти всей империи. На момент приезда в Херсон городского головы г. Николаева он был владелец одесского торгового склада, через который был куплен автомобиль фирмы “Кудель”.
В свое время Цорн унаследовал бизнес отца, который занимался производством и продажей. В 1900 году он открыл свое предприятие, которое занималось поставкой автомобилей в разные губернии, а также производило ремонт и наладку узлов и механизмов.
В 1912-м успешный и грамотный предприниматель получил предложение занять должность директора представительства известной немецкой автофирмы “Бенц” в Одессе. деятельность одесского представительства солидной немецкой фирмы постепенно распространилась на всю губернию, а потом — дальше. Из года в года дело процветало, пока не наступил 1917 год и с его бесконечными потрясениями, нестабильностью и двумя революциями.
В дальнейшем бизнесмен Ф. Цорн часто бывал в Херсоне, в частности во время автогонок, которые стали весьма популярными в 1910-х годах.
Наконец, в 1913 году имя Ф.А. Цорна была включено в престижное книжное издание, посвященное 300-летию правления дома Романовых.
Через короткий промежуток времени автомобилями обзавелись состоятельніе херсонцы, в числе которых был Городской голова Иван Волохин.
Подводя итог появлению рассказу о том, как жители Херсона стали свидетелями посещения их города чудо-машиной, хочется привести одну параллель с миром художественного кино. Каждый раз въезд таинственного транспорта на четырех колесах сопровождается клубами пыли, возгласами удивленного и напуганного населения.
Сравнивая события романа с тем, что произошло в Херсоне в 1901 году, можно отметить еще одну деталь. Экипаж “Антилопы” выдает себя за головной автомобиль автопробега. Мы уже знаем, что Херсон был одним из пунктов, в которых останавливались участники гонок в 1910-х годах.
Не известно, ориентировались на Херсон авторы романа, но картины прибытия авто Козлевича и приезд в Херсон Николая Леонтовича имеют очень много смежных черт. Похожи между собой и автопробеги вдоль Черного моря и то, о чем писали И. Ильф и Е. Петров.