Воскресенье, 28 апреля, 2024

Особенности первого порта в Херсоне

В 1901 году в Херсон впервые прибыла эскадра военных кораблей. Они без проблем, задержек прошли глубоким днепровским фарватером. Именно с того времени начал существовать в нашем городе морской порт. 

Казалось, что порт — это небольшой городок, где рабочие и моряки живут «своей» жизнью. Больше на kherson-future.com.ua.

Открытие порта

Многолетняя эпопея создания судоходного канала по фарватеру реки была закончена летом в 1901 году. Уже в июле того же года на набережной в Херсоне собралась толпа, сообщается на сайте http://mycity.kherson.ua/. Жители города восторженно следили за эскадрой военных кораблей, которая впервые прибыла в наш город. Вслед за военными судами, которые испытывали большой путь, Херсон посетили иностранные пароходы. Благодаря этому улучшилась экспортная торговля лесом, зерном.

В местной газете «ЮГ» за 1901 год писали, что В. Боссалини прислал телеграмму в Лондон. В ней он сообщил об открытии херсонского порта. Впоследствии в город начали прибывать много иностранных судов. Горожане получили хорошую возможность заработать работая портовыми грузчиками. Правда, за такую каторжную работу платили немного денег, но свести концы с концами люди могли.

Работа для всех

Грузчики зерна получали в среднем по 1.80 рублей. За срочную работу доплачивали. Чуть выше был тариф на оплату ночных смен, с 18:00 вечера до 6:00 утра. Когда пароходов в порту было немного, между портовыми рабочими начиналась борьба. Но когда у пристаней стояло с полтора десятка иностранных судов, работы хватало всем.

Довольно интересно и то, что после аграрных митингов, которые происходили в 1905 году, поток экспорта зерна сократился. Конкуренцию грузчикам-мужчинам в херсонском порту составляли женские артели. Грузчикам-женщинам платили на несколько копеек меньше.

Грузчики в порту старались зарабатывать деньги честным трудом, однако были и такие, кто промышлял хищением грузов. Когда происходила погрузка судов зерном, рабочие набивали пшеницу себе в карманы, сапоги, куда только можно было.

Сбывали награбленное в лавках, которые находились неподалеку от порта. Владельцы заведений с удовольствием обменивали зерно на еду или водку.

На пристани, где грузили иностранные пароходы всегда было людно. Кроме грузчиков, здесь работали торгаши съедобными продуктами. Эти торгаши ходили по пристани и предлагали морякам, грузчикам свою еду. Санитарная комиссия неоднократно поднимала вопрос о переносе такой торговли в специальные места и обустройство рядом с пристанью специальных лавок, однако вопрос некоторое время оставался не решенным.

Отдых на пристани и след в истории

Вокруг пристани всегда «крутились» подозрительные личности — от сводников, которые предлагали иностранным морякам отдых в борделе, выпивку, до тех, кто не упускал возможности украсть что попадалось на глаза. Местная газета «ЮГ» за 1901 год писала, что на херсонском порту был украден судовой якорь и более 60 аршин веревки.

Теплыми, летними ночами, когда портовые рабочие оставались ночевать у пристани. Спали на штабелях дощечек и бревен или на голой земле.

Стоит отметить, что большая компания рабочих порта оставила незабываемый след в истории Херсона в 1905 году. Газета «ЮГ» писала на своих страницах, что в начале октября 1905 года состоялся Высокий манифест, который дает незыблемые основы гражданской свободы на принципах неприкосновенности личности. Люди ликовали, на улицах они приветствовали друг друга.

Далее началось гуляние на центральной улице нашего города. Вскоре получили известие, что на пристани произошла драка между бастующими и портовыми рабочими. После этого люди начали убегать. Через час распространился слух, что толпа хулиганов, которую возглавляли грузчики-мордвины, разбили лавки и квартиры евреев. Так началась в Херсоне неделя еврейских погромов.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.